Процесс перераспределение финансовых ресурсов между субъектами, направлен на достижение определённых целей и поэтому данный процесс не может осуществляться хаотично, а только организационно. В более широком смысле под управлением понимается целенаправленное воздействие субъекта на объект.
В роли объектов управления финансами выступают различные финансовые отношения, в качестве субъектов – специальные службы ( органы, подразделения). Отношения государства в сфере финансовых отношений с хозяйствующими субъектами осуществляются, прежде всего, через налоговую систему, регламентацию кредитных отношений, систему государственной поддержки. Иными словами этот процесс перераспределения НД (национального дохода), носит косвенный характер.
К косвенным методам регулирования финансов относят:
- Оптимизация экономики в целом и поддержание оптимального уровня монополизма
- Государственное регулирование цен на естественных монополистов
- Проведение полезной таможенной политики
- Помощь в развитии рынка капитала
Методы прямого административного воздействия:
- Применение различных санкций в сторону нарушителей финансовой дисциплины
- Обеспечение льгот по налогам
- Установление монополии на отдельные виды товаров и услуг
Государственное регулирование финансов относится непосредственно к государственным финансам. В Российской Федерации, как и во многих экономически развитых странах управление государственными финансами осуществляется через законодательство, высшими должностными органами. Это касается рассмотрения и утверждения государственного бюджета, уменьшение налогов по отдельным критериям, назначение оптимального уровня государственного долга и т.п.
Регулирование государственных финансов преследует собой основные цели: устойчивости национальной валюты, баланса экономических интересов физических и юридических лиц, стабилизации дефицита бюджета и прочее.
В качестве инструментов управления финансами выступают: планирование, контроль, организация и отчётность.
Планирование включает в себя много фаз: анализ проблем, определение путей решения, оценка принятых решений, выявления минимальных затрат и далее. Как правило, после фазы плана идёт контроль за исполнением поставленных задач и целей для грамотного использования выделенных средств. Суть организации заключается в обеспечение оптимального достижения целей и структурирование информационных связей. Отчётность, которая включает в себя прогноз, анализ, конечную информацию представляет собой связующее звено между всеми остальными фазами контроля.
Общее управление над финансами лежит на разных уполномоченных органов, так в США – это Конгресс, Россия – Федеральное собрание, во Франции – Национальное собрание, в Германии – Бундестаг.
В управление финансами участие принимаю разные органы исполнительной власти. В США к таким органам относят – Министерство финансов, бюджетное управление при Президенте. В Великобритании главным органом является – Казначейство. В РФ главными органами по управлению финансами являются – Федеральное собрание, Президент и Правительство.
На общегосударственном уровне структура управления финансовыми системами включает:
- профессиональные комитеты по бюджету, налогам, финансам совета Федерации
- Министерство финансов и его местные органы
- Центральный банк Российской Федерации
- Федеральная служба по налогам
- Государственный таможенный комитет
- Министерство государственного имущества