Основной задачей организаций, муниципальных финансов является, обеспечение органов местного самоуправления, финансовыми ресурсами в таком объеме, чтобы хватило для самостоятельного урегулирования вопросов на местном уровне.
Согласно статье 9 Европейской хартии, органы местного самоуправления, способны обладать финансовыми ресурсами в таком количестве, чтобы они смогли свободно распоряжаться при осуществлении должностных функций.
Финансовые ресурсы органов местного самоуправления обязаны быть соразмерны их полномочиям. Образование регулярной финансовой базы органов местного самоуправления является одним из самых важных направлений, которая проводится в Российской Федерации, для обеспечения финансовой устойчивости.
Принадлежность финансовых ресурсов органам местного самоуправления, которые реализуют правомочия муниципального собственника, — это содержательный признак именно муниципальных финансов. В Мировой практике административно-территориального устройства существует множество примеров, того, что не в каждом местном сообществе организуются представительные органы местного самоуправления.
Стаж муниципального строительства в России характеризует то, что в пределах административно-территориальной единицы местного уровня (особенно, в отдельных районах) существуют территориальные органы государственной власти, не признающие субъектами бюджетных правоотношений, не могут обладать полномочиями, связанными с бюджетом и не способны формировать свои бюджетные ресурсы.
Воплощение в жизнь возложенных на них функций и целей осуществляется при поддержке государственных финансовых ресурсов субъектов Российской Федерации. Благодаря финансовым ресурсам органов местного самоуправления по смете доходов и расходов регулируется и обеспечивается работа органов управления с отдельными населенными пунктами, которые не являются муниципальными образованиями и не входят в состав муниципального образования. Тем самым, организация муниципальных финансов «прикреплена» к муниципальному образованию, в пределах которых происходит местное самоуправление.
Западный опыт показывает о многообразном подходе к проявлению организации местного самоуправления, когда обязанностями и правами местного самоуправления являются разные образования территориального назначения (города, сельские поселения, районы, округа, др.).
В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступающий в силу с 1 января 2005 г., муниципальными образованиями способны признаваться, как поселения, городские округа, так и муниципальные районы.
Большая классификация видов муниципальных образований, которые предусмотрены федеральным законом, позволяет отобразить финансы поселений, городских округов и городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург). Финансы поселений нужны для того, чтобы обеспечивать реализацию функций органов местного самоуправления по решению вопросов связанных с местным уровнем. Благодаря финансовым ресурсам, органы местного самоуправления муниципальных районов решают вопросы местного значения, а также полномочия местного самоуправления, которые переданы органами местного самоуправления поселений и субъектов РФ.
В своей деятельности органы местного самоуправления способны обеспечивать реализацию прав граждан на самостоятельное решение практически всех вопросов на местном уровне.
Самостоятельность органов местного самоуправления подстёгивается организационным обособлением органов местного самоуправления от органов государственной власти. На основе ст. 12 Конституции России, органы местного самоуправления не способны входить в систему органов государственной власти. Это характеризует самостоятельность установления муниципальными образованиями, структуры органов управления местными финансами, форм их взаимодействия. Федеральное законодательство предусматривает определённые меры по защите органов местного самоуправления.
Местный бюджет — это форма образования и использования финансовых средств, которые предназначены для того, чтобы обеспечить поставленные задачи и функции.
Местные бюджеты занимают центральное звено среди местных финансов, где мобилизуется значительная доля финансовых ресурсов муниципальных образований.
Средства местных бюджетов находятся в распоряжении муниципальных образований, закреплённым ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».