Описание истории финансов следует начать с термина «финансы», который возник в XIII – XV вв. в городах торговли Италии и сначала характеризовал почти любой денежный платеж.
Далее данный термин получил интернациональное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.
Финансы – это категория историческая, они зарождаются наряду с государством и подвергаются изменениям вместе с ним. Сущность финансов, сфера из воздействия и роль в структуре общественного воспроизводства определяются природой государства и его выполняемыми функциями.
История финансов опирается на определенных исторические предпосылки:
- Суть первой предпосылки заключается в следующем: из-за первых буржуазных революций была значительно занижена власть монархов. Хотя и монархические режимы сохранялись, однако главы многих государств, были не в состояние самостоятельно использовать и распоряжаться казной. Последняя в свою очередь стала общегосударственным фондом денежных средств – называемой бюджетом.
- Следующая предпосылка заключалась, в том, что формирование и использование бюджета стало носить постоянный характер. Стали возникать системы государственных доходов и расходов с определенной структурой и законодательными закреплениями.
- И наконец, последняя, третья предпосылка – взимание налогов стало проходить в денежной форме. Если раньше государственные доходы формировались в основном за счет натуральных податей и трудовых повинностей, то уже к концу ХIХ — началу XX века. Доля, денежных налогов занимала около 80—90%всех поступлений бюджета. Только на данной стадии развития государства и денежных отношений, стало доступным в полном объёме распределение только созданного продукта в стоимостном выражении.
На протяжении многих веков, вплоть до становления товарно-денежного хозяйства, значительный объём потребительских качеств у государства удовлетворялась за счет взимания различных сборов, которые проходили в натуральной форме. Хоть и деньги находились в обороте, но денежное хозяйство было крайне ограниченным.
Следовательно, общегосударственный бюджет был таким же небольшим, и заметная доля направлялось на финансовое обеспечение войско и её подготовку. В силу данного обстоятельства, никакого ощутимого воздействия с точки зрения регулирования на материальное производство бюджет не способен был оказать.
Со временем, общество переходит на стабильное формирование и использование централизованных фондов денежных средств. Этот процесс эволюции привёл к тому, что было построена структурированная система государственных расходов и доходов. Структура и состав бюджета, были закреплены законодательством. Статьи расходов данных бюджетов на протяжении долгого времени обеспечивали преимущественно 4 устойчивых функции государства: военные цели, государственное администрирование, развитие конкретных сфер экономики, расходы на социальные нужды.
Скоро стала трансформироваться и приобретать регулярность, система формирования государственных доходов. На место натуральных сборов приходили денежные налоги. Но финансовая система в тот период, была слабо развитой и состояла всего из одного звена — бюджета. И естественно, финансовые отношения сводились всегда к формированию бюджета и его использованию.
Капитально новая стадия развития финансов складывается в капиталистической общественно-экономической формации, характеризующаяся развитием товарно-денежных отношений у общества, и также становлением нового типа государственности. Общественная жизнь стала нуждаться в новых общегосударственных фондов денежных средств. Именно потому и возникли новые виды денежных отношений по поводу их формирования и перераспределение.
Товарно-денежные отношения затрагивают все сферы общества, приобретая при этом масштабный характер. В данных условиях финансы выражают экономические отношения по поводу образования, распределения и использования фондов денежных средств, в процессе перераспределения национального дохода и СОП (совокупно общественный продукт).
После XX века финансовые отношения усложнились, в частности после Второй Мировой Войны. Значительно выросли объёмы государственных бюджетов. Государство стало аккумулировать ресурсы не только бюджетной системы, но и многих внебюджетных фондов. Большие ресурсы денежных средств помогли государству оказать немалое влияние на все процессы общественного воспроизводства.
Финансы проявляются как экономической, так и исторической категорией, при этом возникая и видоизменяясь со временем. В этом процессе можно выделить, два этапа.
- Первый из них — неразвитая форма финансов. Характерными чертами являются: непроизводительное использование собранных средств (до 2/3 бюджета расходовалось на военные цели); незначительное регулирующее влияние бюджета на экономику; неразвитость финансовой системы. Финансовые отношения держали связь непосредственно с формированием и расходование бюджета.
- Второй же этап развития финансов, наоборот, характеризуется множествами звеньев финансовой системы, высокой степенью регулирования на экономику, огромным разнообразием финансовых отношений. Если в начале XX века в ведущих странах, национальный доход перераспределялся через финансовую систему в размере 9—18% , то в сегодня данная цифра составляет 30—50 и даже 70%.
Развитие получали не только государственные финансы. Развиваются и финансы хозяйствующих субъектов (финансы предприятий, организаций и других форм собственности). Акционерные общества стали также влиять на общественный процесс.
Такие ценные бумаги как: акции, облигации и кредиты разных банков, а также другие методы прилива средств значительно расширили и разнообразили возможности роста корпораций. А раньше им приходилось развиваться за счет собственных и относительно ограниченных источников.
В результате, в ходе длительной эволюции, финансовые отношения разделились на 2 этапа:
- на первом, происходит процесс формирования денежных фондов и аккумулированию в бюджетной системе
- на втором уровне, происходит процесс кругооборота денежных фондов хозяйствующих субъектов