История термина «финансы» прошла много стадий и сегодня трудно назвать автора, который ввёл в обращение данный термин. Изначально в 13-15 веках, он характеризовал денежный платёж.
Несколько позже в литературе (с 16-19века) под финансами стали понимать образование у государства доходов и расходов. С 19 века, в общем понимание, понятие “финансы” распространилось на денежные операции отдельных предприятий, банков, фирм и т.д.
Налоговые и неналоговые поступления, банковские депозиты, получение средств некоммерческими организациями для оказания услуг, получение прибыли от размещения ценных бумаг – всё это принято называть финансовыми операциями. Так какие же общие черты объединяют их многообразие?
- Все данные операции проходят непосредственно в денежной форме. Именно денежный характер, является первым признаком финансовых операций. Функция денег как средства платежа , предполагают некую оторванность средств во времени от движения товаров.
- Почти все финансовые операции предполагают, переток денежных средств от одного субъекта к другому. С помощью такого перелива капитала, происходит распределение стоимости ВВП (Внутренний валовой продукт). В результате такого распределения, происходит образование денежных доходов у различных экономических субъектов; государства, организаций. У организаций основными формами доходов выступает – прибыль, у государство – налоги. Образование денежных доходов, также происходит и за счёт внешнеэкономической деятельности.
В процесс распределения могут попасть и накопления от прошлых лет, нераспределённая прибыль, остатки средств на счетах бюджета и т.п. Критерий распределения является этапом общественного воспроизводства. Каждая стадия отражает движение стоимости.
Всё сказанное помогает дать конкретное определение финансам:
Финансы – это совокупность экономических отношений по поводу распределения, накопления и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, т.е. получение доходов от внешнеэкономической деятельности и части национального богатство для обеспечения функций и задач государств.
Характеризуя сущность финансов, следует выделить главные черты:
- финансы – распределительные отношения
- финансы – денежные отношения
- деньги и финансовые отношения неравнозначны. Разница в том, что деньги более общая категория, чем финансы. На базе денег существуют множество других экономических категорий, в том числе и финансы.
Необходимо отметить специфические признаки:
- односторонне движение стоимости
- специфически материальные носители (финансовые ресурсы)
Признавая финансы совокупностью экономических отношений, следует рассмотреть их функции. В выделение данных функций нет единого мнения, одни авторы выделяют свои классификации, другие иные. К примеру, ряд авторов (А.М.Бабич, В.В.Иванов и Л.Н.Павлова) выделяют регулирующую функцию, стабилизационную, функцию планирования, воспроизводства. Тем не мене подавляющее большинство российских авторов выделяют 2 функции: распределительную и контрольную функцию.
- Распределительная функция
Распределительную функцию финансов выделяют не только российские авторы, но и большинство западных. Данная функция необходима для распределения вновь созданной экономической стоимости, в соответствие с целями государства.
Таким образом, обеспечивается распределение ВВП через финансовую систему. В начале ВВП распределяется на амортизацию, прибыль, заработная плата и отчисления на социальное страхование, косвенные налоги, доходы от собственности.
В формировании денежных доходов участвуют также поступления, связанные с внешнеэкономической деятельностью. На следующей стадии, процесс перераспределение затрагивает движение денежных средств между субъектами. Такое перераспределение происходит через:
- бюджетную систему, государственные и муниципальные заимствования.
- через финансовый рынок – приток средств путём выпуска ценных бумаг, кредитных договоров, поступление дивидендов.
В процесс перераспределения вступает часть национального богатства. И на последней стадии собранные накопления используются в потребительских целях.
- Контрольная функция
Суть этой функции довольно проста, она состоит в постоянном контроле за полнотой, достоверностью и оперативностью получения доходов и осуществляющих расходов из бюджетов всех уровней. Данная функция проявляется при любой финансовой операции. И эти операции не должны противоречить действующему законодательству. Контрольная функция осуществляет не только мониторинг процессов, но и их корректировку в соответствие с законом.