Дилерская деятельность – это совершение операций по купле-продаже ценных бумаг за свой счёт и от своего имени путём публичного объявления цен покупки или продажи конкретных ценных бумаг с обязательством продажи или покупки данных бумаг.
Согласно законодательству Российской Федерации, дилером может быть лишь юридическое лицо.
Простую покупку ценных бумаг за свой счёт, не предусматривая интересов своих клиентов, могут осуществить и другие участники рынка, например – брокеры. Но для того, чтобы публично выставлять котировки на покупку или продажу ценных бумаг, нужно получить статус дилера на рынке.
Поэтому следует выделить 2 разновидности данного вида деятельности: дилерская деятельность как профессиональная и дилерская деятельность как торговая, осуществляемая за счёт своего капитала.
На российском рынке дилерская деятельность также, способна называться маркет – мейкерством – дилер, отвечающий за рынок определённой ценной бумаги, поддерживающий его ликвидность и определяющий текущие цены на ценную бумагу в зависимости от спроса и предложения на эту бумагу. Дилерами, как правило, выступают крупные компании, располагающими огромными средствами для стабильного поддержания рынка в «рабочем состояние».
У дилера почти всегда должно при себе иметься достаточное количество ценной бумаги, чтобы в случае изменения на неё спроса и предложения, выровнять ситуацию на рынке, когда конъюнктурный спрос на неё падает. Дилеры чаще всего работают с брокерами, но они также способны контактировать и с другими участниками. В отличие от прибыли, которую получает брокер, дилер же зарабатывает на разнице между ценой покупки актива и ценой продажи.
Дилерская деятельность и лицензирование
Чтобы юридическое лицо, имело достаточными полномочиями для выполнения дилерской деятельности, в обязательном порядке необходимо побеспокоиться о том, чтобы получить специализированную лицензию. Выдавать лицензию или нет решает федеральная служба по контролю деятельности финансовых рынков. Подобная лицензия лицензия выдаётся на срок в 3 года. В течении трёх лет у юридического лица есть полномочия профессионально участника РЦБ.
В российском законодательстве сказано, что лицензия для проведения дилерской деятельности может быть двух форм:
- первая форма, предполагает лицензию с помощью которой можно совершать операции по корпоративным ценным бумагам
- вторая же лицензия даёт право на выполнение операция с государственным ценными бумагами.
На базе данных лицензий, профессиональные субъекты финансовых рынков, а именно рынка ценных бумаг, осуществляют свою деятельность опираясь на конкретные требования по предъявлению итоговой отчётности. Поэтому все дилеры должны в обязательном порядке предоставлять всю необходимую статистическую отчётность, высшим органам контроля.
Можно выделить следующие функции дилера
- Функция финансового консультанта
При работе с котировками ценных бумаг, в руках дилера находиться весьма конфиденциальная информация об эмитенте. Единственное, что данную информация увидеть могут далеко не все участники рынка, а лишь конкретные. Таким образом, в полномочия дилеров входит обязанности по консультированию своих клиентов по поводу совершения торговых операций по купле/продаже разных активов.
- Организация и поддержание ликвидности рынка, проще говоря, поддержание работоспособности фондового рынка.
Данная функция включает целый ряд действий:
- объявление цен покупки и цен продажи в соответствующей торговой системе
- обязательство по покупке или продаже ценной бумаги при поступление приказа
- установление количества ценных бумаг как минимума, так и максимума, которые способны раскупаться по заданным ценам
- установление сроков, при котором действуют объявленные цены
Обязанности дилера на рынке. Так как дилер является не только участником рынка, но представляет сам рынок, поэтому способен осуществлять неоспоримые действия по сравнению со своими клиентами. Дилер всегда должен:
- действовать в интересах своего клиента
- исполнять приказы своего клиента, по отношение к себе
- обеспечивать своим клиентам наилучшие условия по сделкам ( объём покупки, срок покупки, уровень цен и т.д. )
- не вынуждать клиентов к совершению сделок
- не манипулировать ценами на рынке