В 2014-ом самые дорогие сделки с участием интернет-активов в первый раз за всю историю рейтинга Forbes обошлись без зарубежных вкладчиков. За прошлый год компания Mail.ru Group купила у социальной сети «ВКонтакте» сорок восемь процентов акций по цене 1,47 миллиардов долларов и попыталась реализовать фонду «Эльбрус Капитал» за двести восемь миллионов долларов самый популярный кадровый ресурс Headhunter. Однако сделка пока не завершена. А компания «Яндекс» приобрела сайт Auto.ru, потратив на это 175 миллионов долларов.
Три эти сделки, в том числе попытка Mail.ru Group, входящей в рейтинг «Самые дорогие компании Рунета» с порталом Headhunter, наглядно иллюстрируют самые явные тенденции последнего времени, начиная с конца 2013-го. А именно – приход на место зарубежных инвесторов отечественных покупателей, а также продажа владельцами активов, не укладывающихся в концепцию их развития, плюс объединение активов, дающих синергетический эффект.
По мнению Федора Вирина, который является партнером DataInsight, по-другому сейчас выиграть и не получится, и все это осознают.
Судя по всему, рассчитывать на то, что западные фонды продолжат вкладываться в российские активы, самых дорогих компаний Рунета, уже не стоит. Фонд Mangrove Capital Partners из Люксембурга, владеющий акциями KupiVip и Oktogo, прошлой осенью принял решение прекратить на время свои инвестиции в России.
Tiger Global (США) уменьшил долю в компании Wikimart. Свои акции он продал инвесторам из России, которых возглавляет председатель совета директоров Финпромбанка Анатолий Гончаров. General Catalyst и Accel Partners вышли из сервисного ресурса Ostrovok.ru, занимающегося бронированием отелей.
Причем отток инвесторов с запада связан не только с политическими соображениями. Сами жители России снизили свои расходы на совершение покупок, а доллар демонстрирует рекордные курсы. По словам управляющего партнера Prostor Capital Алексея Соловьева, обесценивание портфелей венчурных фондов произошло в полтора-два раза буквально мгновенно.
Все это вовсе не значит, что в России пропали все интересные активы. На общем фоне активизировались компании, чья работа не связана с платежеспособным спросом на отечественном рынке. Это мнение управляющего партнера iTech Capital Глеба Давидюка. Как говорит эксперт Almaz Capital Partners Любовь Симонова, сделки на рынке происходят, на стадии подготовки – несколько новых. Летом прошлого года ее компания инвестировала в CarPrice, проект по реализации подержанных авто, запущенный основателем KupiVip Оскаром Хартманном.
Все это стало причиной того, что Forbes решила представить рейтинг интернет-компаний в новом формате. За основу впервые была принята не выручка, полученная в течение года, а стоимость компании. Показатель рыночной капитализации публичных компаний взят на пятое февраля 2015 года: в этот день выпуск Forbes ушел в печать. Кроме «Платформы Ютинет», поскольку ее акции продемонстрировали невысокие параметры ликвидности на Московской бирже. Сумма ее капитализации — 12,6 миллионов долларов.
Для непубличных компаний стоимость рассчитывалась по другим характеристикам: были использованы мультипликаторы аналогов, сделок, экспертные оценки. Сделки, проведенные с аффилированными респондентам компаниями, в расчет не принимались. Как пример: стоимость Lamoda подсчитывалась с применением мультипликатора специально для интернет-магазинов, а ее сделка с акционером компании Bigfoot на 720 миллионов евро не учитывалась.
Цены сделок, проведенных в 2013 году, тоже не брались во внимание. По словам менеджера Центра технологий и инноваций PwC Людмилы Федченко, на рынке ежедневно происходят изменения. И ориентироваться на прежние параметры уже не стоит.
Все представленные в рейтинге «Самые дорогие компании Рунета» данные – это результат экспертной оценки Forbes. Цена реальная того или иного актива назначается по договоренности продавца с покупателем. И она действительна именно на момент подписания сделки. Возможно, и мы на это надеемся, что ко времени IPO компания «Юлмарт» повысит свою цену, как предполагает ее руководство, и будет стоить втрое дороже, чем в нашей оценке. Так же, как и некоторые другие компании в интернет-индустрии. И они повысят свою эффективность по сравнению с сегодняшним днем. По мнению Алексея Соловьева, устоят на ногах те проекты, которые умеют сохранять самоокупаемость, не надеясь только на вливания вкладчиков в расчете на то, что компания будет продана.
Самые дорогие компании Рунета
№1 – «Яндекс»
Год основания: 2000
Сайт: Yandex.ru
Выручка на сотрудника: 8,5 млн руб.
Цифра: 5% рынка поиска в интернете отвоевал «Яндекс» у Google в Турции
Стоимость компании: 5,2 млрд. $
Аркадий Волож, основавший «Яндекс», сейчас руководит глобальной компанией. Российским отделением «Яндекса» управляет Александр Шульгин.
За 2014-ый выручка в рублях самой крупной российской интернет-компании увеличилась на 38%. Большую часть дохода дает контекстная реклама, но компетенции становятся шире. В декабре был запущен Yandex Data Factory, предоставляющий услуги в сфере обработки больших данных на коммерческой основе. С января маркетингом в компании занимается Игорь Лутц, экс-глава рекламного агентства BBDO Moscow. И это обещает множество увлекательных новостей от компании.
№2 – «Mail.ru Group»
Год основания: 1998
Сайт: Mail.ru, Vkontakte.ru, Odnoklassniki.ru
Выручка на сотрудника: 10,8 млн руб.
Цифра: 150 Гб — объем бесплатного почтового ящика в домене @ my.com
Стоимость: 3,3 млрд. $
64,6% акций голосующих Mail.ru Group принадлежит Алишеру Усманову, главному владельцу USM.
За прошлый год холдинг, созданный на базе сервиса бесплатной почты, занимался наведением порядка в собственном портфеле активов. «Деньги Mail.ru» был продан Qiwi. А самый крупный поисковик в кадровой сфере HeadHunter.ru приобрел фонд «Эльбрус капитал».
Компания купила Maps.me, а «Карты Mail.ru» прекратил свою работу. Также было приобретено 48% акций «ВКонтакте». В итоге Mail.ru Group стал единоличным хозяином трех наиболее популярных российских социальных сетей. Теперь цель компании, входящей в рейтинг «Самые дорогие компании Рунета» – завоевание рынка Америки. В начале этого года три игровых новинки под брендом My.com заработали в США.
№3 – «Юлмарт»
Год основания: 2008
Сайт: Ulmart.ru
Выручка на сотрудника: 9,7 млн руб.
Цифра: 350 000 отелей по всему миру можно забронировать через сервис Ulmart.travel, запущенный в октябре в партнерстве с Oktogo
Стоимость: 1,4 млрд. $
Вдвоем с Августом Мейером Дмитрий Косыгин инвестировал в развитие компании свою выручку от продажи доли ритейлера «Лента»
В январе 2015-го самый крупный в России интернет-ритейлер, вошедший в рейтинг «Самые дорогие компании Рунета», заявил, что намерен в 2016 году разместить на бирже двадцать пять процентов своих акций, чтобы найти один миллиард долларов для своего развития.
Как полагают инвестиционные банкиры, к моменту IPO цена «Юлмарта» может подняться до пяти-шести миллиардов долларов.
Темпы роста компании оцениваются как быстрые. За прошлый год было открыто три новых центра для исполнения заказов: в Туле, Ростове-на-Дону и Ижевске. На конец года компания уже имела тридцать два таких подразделения и четыреста мини-магазинов в двухстах городах, где выдавался товар. Теперь в интернет-магазинах можно приобрести подписку на цифровой контент Bookmate и Zvooq.
№4 – «Ситилинк»
Год основания: 2008
Сайт: Citilink.ru
Выручка на сотрудника: 12,8 млн руб.
Цифра: 32% трафика сайта обеспечивают переходы по ссылкам с других ресурсов, большая часть — с Market.yandex.ru
Стоимость: 990 млн. $
Руководитель, Михаил Славинский, начинал работать в «Мерлионе» в 2002-ом менеджером, ему доверяют акционеры.
Компания «Ситилинк» позиционирует себя в качестве электронного дискаунтера. Благодаря тому, что он принадлежит самому крупному дистрибьютеру компьютерного оборудования в России – «Мерлиону», компании удается выигрывать в ценах.
Два последних года компания активнее конкурирует с «Юлмартом».
В марте 2014-го в компании произошли кадровые изменения: генеральным директором акционеры назначили Михаила Славинского, который до этого руководил подразделением широкоформатной дистрибуции в «Мерлионе». Новые магазины компании открылись в прошлом году в Сибири — в Красноярске, Перми и в Екатеринбурге.
№5 – «Avito»
Год основания: 2007
Сайт: Avito.ru
Выручка на сотрудника: 18,7 млн руб.
Цифра: 120 млн рублей просят в объявлении на Avito в разделе «Готовый бизнес» за краснодарский океанариум
Стоимость: 830 млн. $
Йонас Нордландер, который в 2006-ом продал свой интернет-аукцион Tradera.com (купила его Ebay) решил инвестировать в Российский бизнес
Сегодня Avito является самой популярной доской объявлений в Рунете, и хорошо зарабатывает на рекламе. Прибыли возросли после объединения в 2-13-ом с отечественными Slando.ru и OLX.ru, которыми владела инвестиционная компания Naspers из Южной Африки. Инвесторы считают компанию привлекательной. Во всех раундах принимал участие фонд Kinnevik из Швеции. В списке инвесторов Accel Partners, Baring Vostok, Northzone Ventures.
Forbes в своём рейтинге описывала около 20 компаний, здесь же были представлены лишь первые 5 компаний возглавляющих данный рейтинг.